ТЮМЕНЬ СЛАВКИНОГО ДЕТСТВА
«БЕЛЫЕ БАШНИ ГОРОДА»
Спасская церковь (ул. Ленина, 43)
Знаменская церковь (ул. Семакова, 13)
Свято-Троицкий монастырь (ул. Коммунистическая, 10)
Крестовоздвиженская церковь (ул. Луначарского, 1)
Вознесенско-Георгиевская церковь (ул. Береговая, 77)
Краеведческий музей (ранее Городская Управа, ул. Ленина, 2)
Водонапорная башня на площади (ул. Орджоникидзе, 56/2)
Городской сад и стадион (ул. Первомайская, Ленина, Орджоникидзе, Герцена)
Государственный цирк (ул. Первомайская, 15)
Стадион с парашютной вышкой (в квартале улиц Герцена, Кузнецова, Ленина, Орджоникидзе)

План экскурсии

10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Это – Тюмень, моя родина.Заросшие бурьяном склоны оврага, загадочный монастырь над речными обрывами, полная тайн церковь-библиотека, дремучие тополя, садовые джунгли, где мы в синих сумерках играли в партизан и разбойников; пыльный запах чердаков, запутанные переулки Городища и пристанского района, станция Тура под откосами у пристани, двери и крылечки с затейливыми деревянными узорами; кривобокие домики в стиле модерн… А ещё разлившаяся в мае река, неуклюжие буксиры, длинные плоты на желтой воде… А ещё – легенды о подземных ходах и сокровищах под фундаментами церквей…

Панорама Тюмени

Впереди открылся город. Он стоял на высоких откосах, поэтому видны были только прибрежные крыши и церковные башни. Я тогда не знал их названий, но помнил каждую, и сейчас различал хорошо. Вон справа – купола двух церквей старинного монастыря, он всегда мне казался сказочным городком. Вон в самом центре панорамы моя Белая башня.Иногда я её называю книжной, потому что в этой бывшей церкви теперь библиотека и я туда записан, в детский отдел. А рядом с ней не видная отсюда, но всё равно реальная школа. Недалеко от книжной башни – ещё одна, стройная, так и рвущаяся в небо. А левее остальных – небольшая колокольня, рядом с которой я никогда не бывал, видел её только издалека, если ходил с мамой и отчимом на пристань. Что в ней нынче, я не знал, но всегда радовался, если замечал эту башню над крышами и заборами протянувшихся вдоль реки улиц. И теперь я радовался всем башням сразу. Они были, как маяки для плывущего из дальних морей матроса.
СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ
1. Спасская церковь (ул. Ленина, 43).
Каменная двухэтажная Спасская церковь в Тюмени была построена в 1796–1819 гг. с зимним (теплым) храмом нижнего этажа в честь Тихвинской Богородицы и верхним, главным храмом в честь Спаса Нерукотворного. В 1887 году, по проекту Б.Б. Цинке-Готлиба, с западной стороны была сооружена массивная двухэтажная паперть с шатровыми крыльцами в псевдорусском стиле. В 1913–1916 гг., по инициативе городского головы А.И. Текутьева, по проекту городского архитектора К.П. Чакина, церковь была расширена устройством северного придельного храма с двумя престолами. Внешний облик памятника в стиле сибирского барокко наделен необычайной живописностью форм. Это – наиболее выразительный храм Тюмени, памятник архитектуры федерального значения.

В послереволюционный период, в разные годы в ней была пересыльная тюрьма («общежитие») для высылаемых на Север раскулаченных, городской архив, центральная городская библиотека, фонды и научная библиотека Тюменского областного краеведческого музея (ТОКМ).


Спасская церковь

…В нескольких кварталах от меня высоко и с чудесной стройностью поднималась над крышами, ярко белела на солнце колокольня Спасской церкви. Впрочем, тогда я не знал ещё этого названия – Спасская. Это просто была для меня Белая башня, знакомая самого раннего детства, привычная и любимая. И мне было известно, что это храм, хотя и закрытый в давние времена.

Библиотека в Спасской церкви

Читальный зал городской библиотеки

Я ступаю на каменные ступени и окунаюсь в мир знакомых запахов… Запах множества книг, запах лестничных камней и чугуна, запах старых кирпичных стен – тот же, что в библиотеке, в которую я, школьник, входил когда-то как в храм… Она и располагалась в храме – в старинной Спасской церкви, что стоит в городе Тюмени, на улице, которая раньше тоже была Спасская, а теперь – Ленина…

О, этот библиотечно-храмовый, книжно-каменный запах! Так пахло, наверно, в подвалах замков, где вперемешку свалены были старинные фолианты, рыцарские латы и рулоны карт с фантастическими островами, кораблями и морскими чудовищами. Сердце колотилось, когда я с мамой поднимался по рельефному чугуну ступеней к заветной двери абонементного отдела. Без мамы нельзя: мальчишкам моего возраста книг там не давали. А мама брала для меня то, что я высматривал на длинном застекленном прилавке (как в магазине!) Иногда везло необычайно!

ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Знаменский собор
2. Знаменская церковь (ул. Семакова, 13).
Одно из лучших произведений русской барочной архитектуры в Сибири, формировалась около 150 лет. Заложена на средства прихожан в 1775 году. В 1901–1906 гг. была кардинально реконструирована после пожара. Архитектура храма в стиле «сибирского барокко» имеет яркий образ храма-«корабля».
Знаменская церковь, построенная в восемнадцатом веке в стиле сибирского барокко, прекрасна. Эту церковь никогда не закрывали, не запрещали. И в том 38-м году (страшном, «энкавэдэшном») (когда родился Слава Крапивин) она тоже работала.
СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Свято-Троицкий монастырь
3. Свято-Троицкий монастырь (ул. Коммунистическая, 10)
Основан в 1610-е гг. монахом Нифонтом. Первоначально назывался Спасо-Преображенским по наименованию первого деревянного храма. Каменное строительство было развернуто по инициативе митрополита Тобольского и Сибирского Филофея Лещинского. Художественный ансамбль сложился в два периода. В 1708–1717 гг. был построен Троицкий собор и церковь Сорока Мучеников (не сохранилась). Лишь к 1760-м гг. были построены надвратная Петропавловская церковь, перестроенная в 1851–1853 гг. после пожара, с шатровой колокольней. Своеобразный облик монастырских сооружений обусловлен сочетанием русских и украинских художественных традиций (например, грушевидная форма глав собора). Декор фасадов отмечен древнерусскими и барочными чертами. Фигурные наличники на каждой стене собора имеют различный рисунок. В 2005 году железные купольные покрытия были заменены на имитирующий позолоту материал, что изменило старый монументальный, суровый облик памятника. Монастырь окружает высокая ограда с проездными воротами и восьмигранной шатровой башенкой-часовней над ними.

С детства мечтал побывать на какой-нибудь из тюменских колоколен. И вот мой друг, журналист Костя Тихомиров повёл меня на башню церкви Петра и Павла в Свято-Троицком монастыре. Там – могучие колокола, шум голубиных крыльев, близкие купола и башни, летние облака в синеве, панорама города над высоким берегом, колокольни Знаменской и Спасской церквей… Я смотрел и чувствовал себя мальчишкой, забравшимся сюда без спросу и ощутившим себя в полете над городом.

… Дома у меня долго хранился альбом, где среди рисунков была и панорама этого монастыря. Я рисовал её весной пятьдесят пятого года, устроившись на бревнах, на левом берегу, выше деревянного моста. Потом я показал эту картинку своему учителю, художнику Александру Павловичу Митинскому. Александр Павлович снисходительно посоветовал:
– Ты старайся, голубчик. Из тебя может выйти толк…
КРЕСТО ВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Крестовоздвиженская церковь. Рядом – улица Нагорная, где жил Славка
4. Крестовоздвиженская церковь (ул. Луначарского, 1).
Построена на средства прихожан в 1774–1792 годах, впоследствии подвергалась ремонту и перестройкам. В ХХ веке церковь сильно пострадала. В 1990-х гг. проведены ремонтно-реставрационные работы, в результате которых памятнику возвращен первоначальный силуэт, с изящными фонарными надглавками, расположенными по углам кровли, отмеченный барочными чертами.
Рядом с Крестовоздвиженской церковью – улица Нагорная, где в 1948–1950 гг. жил Славка.

ВОЗНЕСЕНСКО-ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Вознесенско-Георгиевская церковь

Худ А. Новик
Худ. Ю. Юдин. Старый город. Дворик. 1979
5. Вознесенско-Георгиевская церковь (ул. Береговая, 77).
Каменная двухэтажная церковь была построена в 1789–1818 годах. В 1870 году были пристроены два придела на средства тюменских купцов И.В. Оконишникова и Е. Котовщикова.
В 1930-е гг. здание сильно пострадало: были разрушены колокольня и венчания храма. В настоящее время церковь отреставрирована. Расположенная на низком берегу, церковь является вертикальной доминантой левобережья Туры.

Мы веселой стайкой возвращались по Береговой улице домой, был заиндевелый вечер, звезды прокалывали морозную дымку. Я глянул вперед и… увидел, что заброшенная церковь (Вознесенская), мимо которой я равнодушно ходил много раз, теперь не такая. Она казалась необыкновенной, как заколдованный замок. Даже без колокольни она была чудесна. Сохранившийся купол таинственно темнел среди обросших изморозью, освещенных редкими лампочками ветвей… В тот зимний вечер моего детства я подумал: «Вот бы ещё и башню вернуть ей…»

Башни не было, и я, чтобы восстановить справедливость хотя бы в собственном мировосприятии, начал рисовать эту церковь, когда вернулся к сестре. Зыбкий неяркий свет придавал рисунку некую мистическую необычность (так мне в те минуты казалось). Я почти не дыша наносил на ватман серо-синие сумерки, стараясь не зацепить волосками чистую белизну бумаги – там, где подымалась над деревьями придуманная мною колокольня…

ЗДАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Здание Городской Управы
Областной краеведческий музей

6. Дом Городского Общества – Тюменская Городская Управа – Областной краеведческий музей – Филиал «Городская Дума» областного Музейного комплекса им. И. Я. Словцова (ул. Ленина, 2).
Здание Городской Управы в стиле классицизма построено на средства городского общества в 1828–1834 годах, по проекту губернского архитектора П.И. Прамана. Двухэтажное, на цокольном этаже прямоугольное здание украшает четырехколонный коринфский портик на высоком крыльце, увенчанный ступенчатым аттиком с часами.
Башенные куранты были сконструированы в 1857 году крестьянином Тюменского уезда Алексеем Трусовым. Раньше над фасадом высилась деревянная каланча. В здании городской управы проходили все заседания городской администрации, гласными городской думы принимались важные решения для жизни города.

Дорога от улицы Нагорной шла сперва по улице Республики, по мосту через лог с бегущей по дну Тюменкой, потом в горку. Там, на возвышении, где улица Республики соединяется с улицей Ленина, стоит старинное здание Областного краеведческого музея (бывшая Городская дума). С колоннами и часами. В сороковых годах этот памятник классицизма девятнадцатого века венчала деревянная пожарная вышка. А рядом с музеем располагалось пожарное депо. Перед низким депо, в скверике, был квадратный бассейн маленького фонтана.

ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ НА ПЛОЩАДИ

7. Водонапорная башня (ул. Орджоникидзе, 56).
Башня возведена в 1914 году, возможно, по типовому образцу. Кирпичное, восьмигранное в плане, монументальное высотное пятиярусное строение в «кирпичном стиле» с элементами оборонного зодчества, напоминает средневековую башню-донжон, верхний ярус строения прорезан вертикальными щелевидными проемами наподобие бойниц.
Я включал в понимание моего ГОРОДА… и кирпичную водонапорную башню, что возвышалась посреди обширной площади, где мы, мальчишки, часто гоняли футбольный мяч. Среди моих приятелей бытовало мнение, что башня эта сохранилась от древних укреплений, которые когда-то были выстроены в Тюмени – вроде московского Кремля. Мне в ту пору была уже известна подлинная история башни и дата её возведения. Но в ГОРОДЕ, который постоянно существовал над привычными заборами и водокачками, эта оранжевая от закатных лучей башня-чудо вполне могла оказаться пришельцем из сказочной старины. И я имел право отнести её к тем БЕЛЫМ башням, которые украшали мою НАСТОЯЩУЮ Тюмень…
1949 г. Фото Кюкена

В ту пору в Тюмени была громадная площадь, посреди которой одиноко торчала кирпичная водонапорная башня. В ту пору здесь был такой простор, что границы площади казались мне (если смотреть от башни) округлыми, как линия горизонта.

И вот накануне сорок шестого года здесь поставили громадную ёлку с цветными лампочками. На ёлке висели обернутые фольгой мячи, большие куклы, плюшевые мишки и деревянные грузовички, которые обычно продавались в магазинах, в отделах игрушек. Но было немало и обычных ёлочных украшений. Вокруг ёлки понастроили много снежных фигур и горок для катания. Тогда было одной из первых сказок мирного времени.

Дядя Боря брал меня в охапку, забирался на гору, садился на кусок фанеры, меня сажал перед собой, и мы в гуще других ребятишек и взрослых мчались вниз. Мне тогда высота эта и скорость казались огромными. Я, вцепившись в дядюшку, вопил от страха и восторга.

ГОРОДСКОЙ САД И СТАДИОН

Центральный вход в Городской сад

8. Городской сад (между улицами Ленина, Первомайской, Герцена, Кузнецова).
В 1936 году часть территории бывшей базарной площади было решено отвести под городской сад, где высадили деревья. Но долгое время эту неухоженную территорию называли просто «сквер у цирка».
Цирк работал на базарной улице ещё до революции, ранее это было временное строение типа балагана с куполом. Городской сад открыли в 1948 году. Здесь был построили летний кинотеатр, две танцевальные площадки, детские аттракционы, открыли буфеты, сделали фонтаны «Лебедь» и «Счастливое детство», установили фигуры Ленина и Сталина.
В середине 1930-х годов был построен первый городской стадион (между улицами Ленина, Кузнецова, Герцена, Орджоникидзе). Он отделялся от горсада забором. В городской сад и на стадион были отдельные входы с улицы Ленина. На стадионе были трибуны для зрителей и парашютная вышка.

Потом они пошли в Городской сад… Два рубля потратили на карусель с деревянными конями, три – на маленькую порцию мороженого. Лизали по очереди зажатый между вафлями молочно-сахаристый кругляшок и млели от удовольствия. На главной площадке сада в этот день впервые пустили фонтан. Струи били из рогов чугунного оленя и сыпались в круглый бассейн. Там, конечно, шум, визг, брызганье – настоящий морской бой. Кое-кто залез через бетонный барьер в воду, а один даже упал – прямо в штанах и рубахе. Столько хохоту! Порезвились от души и Яшка со Стасиком…»

ГОСЦИРК

Здание госцирка в городском саду

Дядя Боря любил азарт спортивных матчей и часто ходил смотреть борцовские соревнования на арене. Тем более что это было недалеко: деревянный, пестреющий фанерными афишами цирк стоял в квартале от нас, на углу Первомайской. Вечерами было слышно, как перед началом представления оркестр играет марш Дунаевского...

СТАДИОН С ПАРАШЮТНОЙ ВЫШКОЙ

Вход на стадион
Парашютная вышка
Вид на город с площадки парашютной вышки
Вид на площадь и стадион с парашютной вышки
Парашютная вышка была достопримечательностью стадиона. Самые отчаянные решались спрыгнуть с неё с парашютом. Среди смельчаков – совсем маленькие мальчишки, такие легкие, что они зависали в воздухе, не долетев до земли. Слава же боялся высоты, но ещё больше боялся прослыть трусом.


…Приехали мы к стадиону, чей серый, покосившийся забор выходил на улицу Герцена. Над забором возвышалась ажурная серебристая вышка. У её верхушки, на тонкой решетчатой «стреле», неподвижно обмяк парашютный купол.

– Прыгнем? – предложил Левка.

Я обмер. Я с малых лет ощутимо побаивался высоты. Но ещё больше я боялся, что меня заподозрят в страхе. Поэтому отозвался лениво и небрежно:

– Вообще-то можно...

КИНОТЕАТРЫ
17
16
15
14
13
12
11
17
16
15
14
13
12
11
Кинотеатр «Темп» (ул. Республики, 42)
Кинотеатр им. 25-летия ВЛКСМ (ул. Дзержинского, 33 / ул. Республики, 42)
ДК железнодорожников имени Ильича (в районе сквера им. Семена Пацко)
Кинотеатр «Победа» (в районе Масловского взвоза; не сохранился)
Дом М. Дементьева (ул. Советская, 21 / ул. Дзержинского, 26)
Сельскохозяйственный техникум (бывш. Тюменское Александровское реальное училище; ул. Республики, 7)
Городская баня (ул. Ленина, 3)

План экскурсии

17
16
15
14
13
12
11
11
12
13
14
15
16
17
Кино было для нас четвертым измерением. Оно до беспредельности распахивало наш тесный трехмерный мир с его жидкими фиолетовыми чернилами в непроливашках, с красными двойками на страницах в косую линейку, заросшими чертополохом окрестными кварталами, с очередями за мукой и керосином и с вечным жужжанием примусов в тесных коммунальных кухнях. Наш привычный, дремлющий на высоком берегу Туры город делался далеким, забывался, когда на экране юный Роберт Грант взбегал по вантам «Дункана» и звонко бросал в пространство Атлантики: «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!»

КИНОТЕАТР «ТЕМП»

Кинотеатр «Темп»
11. Кинотеатр «Темп» (ул. Республики, 42 / у. Дзержинского, 33).
Здание было построено в 1907–1913 гг. тюменским купцом М.А. Брюхановым, в нём находился галантерейный магазин братьев Агафуровых. После революции здесь размещались: с 1922 – кинотеатр «Победа», с 1923 года – Камерный театр, с 1934 года – кинотеатр «Темп».
Я торопился в кассу кинотеатра «Темп», что в центре города, на углу улиц Республики и Дзержинского. Часы на старинные двухэтажной почте показывали половину двенадцатого, сеанс начинался ровно в полдень, однако надо было еще купить билеты. У кассы наверняка очередь. Она тянулась по обклеенному афишами кассовому вестибюлю длинными изгибами, как удав в ящике. Кассовый вестибюль был просторный, свободного места, несмотря на очередь, хватало. Мы приткнулись к стене под афишей бессмертной комедии «Волга-Волга» и стали ждать.
КИНОТЕАТР «ИМЕНИ 25-ЛЕТИЯ ВЛКСМ»
Как-то в конце августа тетя Лена, Лешкина мама, спросила:

– Эй, бывший соседушка, хочешь в кино?

Она работала администратором в кинотеатре имени Двадцатипятилетия ВЛКСМ. В просторечии этот кинотеатр назывался «Детский». Тетя Лена иногда брала компанию ребят со двора и проводила в зал по знакомству, без билетов. Контролерши ставили нам несколько стульев в углу у высокой печки, а кое-кто из нас усаживался на половицы. Экран был невысоко от пола, сидели мы совсем близко от него, и мерцающее чудо черно-белого кино буквально обнимало нас.

Новых фильмов было немного. Но и старые для нас, мальчишек, были открытием. Сопя от волнения, мы смотрели «Щорса» и «Чапаева», «Пархоменко» и «Котовского», «Мы из Кронштадта» и «Юность Максима»...
12. «Молодежный кинотеатр им. 25-летия ВЛКСМ».
В этом же здании с 1937 года начал работать детский кинозал («кинотеатр имени В.И. Чапаева»), который с 1943 года сменил название на «Молодежный кинотеатр имени 25-летия ВЛКСМ» (его в народе по привычке называли «Детский»).

Вход в кинотеатр «Темп» был с улицы Республики, а в «Детский» кинотеатр – с улицы Дзержинского. В 1960-е годы здание было перестроено. В кинотеатре «Темп» работали три кинозала: Зеленый, Сиреневый и Голубой. С начала 2000-х годов здание занимают магазины.
КЛУБ ЖЕЛЕЗНО ДОРОЖНИКОВ ИМЕНИ ИЛЬИЧА
Клуб железнодорожников имени Ильича
13. Клуб железнодорожников имени Ильича (у ЖД вокзала, в районе сквера им. Семена Пацко; не сохранился).
Бревенчатое одноэтажное с надстройкой (мезонином) здание клуба было построено в 1923 году, вблизи железнодорожного вокзала. На треугольном фронтоне надстройки был помещен фанерный герб Советского Союза и кумачовый плакат с лозунгом: «Слава героям послевоенной пятилетки!». В 1924 году, после смерти В.И. Ленина, его стали называть клубом имени Ильича. В мае 1936 года комсомольцы возле клуба Ильича посадили липы.
В Клубе железнодорожников чаще показывали трофейные киноленты, чем в центральных кинотеатрах, т.к. эти фильмы представляли чуждый буржуазный мир и в центральных кинтеатрах их демонстрировать избегали. В 1986 году, в год 400-летия Тюмени, сад с выросшими липами назвали сквером имени Семена Пацко.
Здание клуба снесли в 1976 году, когда построили новый Дворец культуры железнодорожников, привокзальную площадь реконструировали, старые двухэтажные деревянные дома снесли.
КИНОТЕАТР «ПОБЕДА»
Кинотеатр «Победа»
14. Кинотеатр «Победа» (в районе Масловского взвоза; не сохранился).
Кинотеатр открылся в 1948 году, был назван в честь четырехлетия Победы над Германией. Размещался в одноэтажном деревянном здании с мезонином бывшего клуба водников. Был очень популярен среди жителей районов Банного лога и Тычковки, сюда приплывали на лодках и из Заречья.
ДОМ М. Е. ДЕМЕНТЬЕВА
15. Дом П. Г. Катаева – М. Е. Дементьева (ул. Дзержинского, 26)
Построен в середине XIX века, принадлежал военному врачу П.Г. Катаеву, около 1907 года перешел к екатеринбургскому мещанину М.Е.Дементьеву, управляющему Товариществом Западно-Сибирского пароходства и торговли. Полутораэтажный, изначально деревянный, оштукатуренный «под камень» дом с мезонином с широким, далеко выступающим балконом с колоннами и вазонами на постаментах парапета в стиле классицизма с влиянием эклектики.

А в Тюмени есть дом, называется Дементьевский. Он на углу улицы Советской и Дзержинского. Я мимо того дома ходил множество раз, приглядывался. Дело в том, что на «Сибири» пошел в плавание молодой матрос, мальчишка вроде меня, Миша Дементьев…

А вот тот самый Дементьевский дом…

Над обрывом белел двухэтажный длинный дом с мезонином, с лепными карнизами и широким украшенным колоннами балконом. Было в этом доме что-то от старинного речного парохода.
СЕЛЬСКО ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ
Сельскохозяйственный техникум

16. Тюменское Александровское реальное училище (ТАРУ) – Сельскохозяйственный техникум – Государственный аграрный университет Северного Зауралья (ул. Республики, 7).
В 1878–1880 гг. с северной стороны Александровской площади, на средства тюменского купца П.И. Подаруева (200 тысяч рублей), было построено двухэтажное с полуподвальным этажом кирпичное оштукатуренное здание Александровского реального училища (ТАРУ) с домовой церковью в честь Александра Невского по проекту петербургского архитектора Е. Воротилова. Строительством руководил и.о. архитектора Б. Цинке. Здание является одним из самых красивых в Тюмени. В училище был создан первый в Тюмени музей на основе коллекций директора реального училища И.Я. Словцова, выкупленных и подаренных городу купцом Н.М. Чукмалдиным. В училище учились известные личности: государственный деятель Л.Б. Красин, писатель М.М. Пришвин, разведчик Н.И. Кузнецов. В 1941–1945 годах здесь находилось тело В.И. Ленина.

В настоящее время в здании располагается Государственный аграрный университет Северного Зауралья.

ГОРОДСКАЯ БАНЯ

17. Городская баня (ул. Ленина, 3а).
Городская баня построена в 1932 году, по проекту архитектора А.С. Никольского, единственный в городе образец в стиле конструктивизма, выполненный в форме цилиндра, с первоначально врезанным балконом, позднее переделанным в смотровую площадку.
«В банях всегда есть что-то такое корабельное, морское. Шипенье кранов, шум воды, гулкие голоса; голые спины блестят на пару – совсем как в пароходной кочегарке, когда барахлят старые котлы. А Стахановская баня – та вообще напоминает океанское судно: похожие на иллюминаторы окна в несколько рядов, а над входом – кубический застекленный выступ, будто капитанский мостик… Если бы не круглая, то совсем как корабль… трехэтажная кирпичная баня была как цирк без купола или большущий нефтяной бак».

РЕКА ТУРА

24
23
22
21
20
19
18
24
23
22
21
20
19
18
Мост через реку Туру (в створе речки Тюменки)
Пески (правый берег Туры, в районе ул. Семакова)
Район Тычковка
Пристань (бывш. Масловский взвоз)
Станция Тура (ул. Пристанская, 13)
Правление Западно-Сибирского пароходства (ныне – музей «Царская пристань», ул. Госпаровская, 3)
Железнодорожный вокзал (ул. Привокзальная, 22)

План экскурсии

24
23
22
21
20
19
18
21
22
23
24
20
19
18

МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ТУРУ

18. Мост через Туру (изначально – в месте впадения в Туру речки Тюменки).
Большой проблемой Тюмени, на протяжении многих десятилетий, оставалось наведение моста через Туру. Первый мост через Туру, с высокими центральными пролетами для прохода речных судов, построен в 1924–1926 годах. Ажурный деревянный мост через Туру был внесен в Почетный список Шведской Академии Наук как один из красивейших деревянных мостов мира. За свою полувековую историю деревянный мост несколько раз горел, перестраивался.

После постройки в 1961 году нового металлического моста, в створе улицы Челюскинцев, старый мост стал играть второстепенную роль, и уход за ним ухудшился. В 1982 году центральный пролет моста обрушился, вскоре мост был полностью разобран.


Через недолгое время вышли мы на улицу Республики и дошагали по ней до двух мостов – через лог с речкой Тюменкой и через нашу многоводную, как мне казалось тогда, Туру. С высокого берега я увидел заречные дали, которые замыкал настоящий горизонт – грань земли, отороченная гребешком еле различимого леса…

Мы вышли на мост. Далеко внизу желтая вода вертела у быков-ледорезов неторопливые воронки. По правде говоря, шагать у шатких деревянных перил по жидкому дощатому настилу было страшновато. Но ничего, перешли. Двинулись по одноэтажным улочкам Зареки, что раскинулась на низком, заваленном сосновыми плотами берегу.

Мост в затюменскую часть города

Буксиры и баржи на Туре

ПЕСКИ

Водная станция на Туре. Здесь Слава сдал нормы БГТО по плаванию. 1949 г.

Пляж на левом берегу Туры.
Пески. Купающиеся у подножия правого берега Туры

Мы часто большой компанией ходили купаться на Туру. Там под обрывом тянулись узкие желтые отмели, которые назывались Пески. Мы спускались от улицы Семакова по длиннющей деревянной лестнице к лодочной переправе, брали от нее влево и оказывались на прогретом солнцем песке. Вода была желтая, с примесью глины, но зато пляж – прямо черноморский. Так, по крайней мере, нам казалось. И с разбега – бултых в струи медленного течения.
ПЛАВАНИЕ НА ЛОДКЕ ПО ТУРЕ

В. Крапивин на высоком берегу Туры

Владислав Крапивин (впереди) и Валерий Федюкин в плоскодонке на реке Туре. 1955 г.
С первого плавания по Туре на лодке-плоскодонке с самодельным парусом началась любовь Славы к парусным судам, которую он пронёс через всю жизнь.

Прогулка по Туре 1937 г.

Эта история случилась с Юрием, Валерием и мной летом пятьдесят пятого года, после девятого класса, в наши последние школьные каникулы. Мы тогда часто плавали на лодке. Это была утлая плоскодонка. Её подарил мне за ветхостью и ненадобностью мой отчим – любитель утиной охоты.

Лодка была рассчитана на одного человека, но мы ухитрялись плавать втроем, не смущаясь, что вода журчала почти вровень с бортами. Мало того, мы из жерди соорудили мачту, а из куска бязи – треугольный с полукруглой задней кромкой парус, в который вшили для прочности несколько длинных сиреневых прутьев. Под такими парусами ходили яхты, которые мы видели на картинках. Этими картинками и ограничивались наши понятия об управлении парусными судами… У нас было самодельное весло с двумя лопастями, типа байдарочного, одно-единственное. Им гребли, им же управляли, когда лодка бежала под парусом.
И мы пустились в плавание!
Попутный ветер и течение резво несли нас мимо плотов, мимо зеленых береговых откосов со старинными домами и колокольнями. Мимо пассажирской пристани с пароходами «Менделеев» и «Орджоникидзе». Мальчишки на плотах махали нам руками и радостно вопили. Закопченный колесный буксир приветствовал нас басовитым гудком. Ещё бы! Мы были единственным парусником на реке Туре.

Мы развернули лодку, чтобы, двигаясь зигзагами от берега к берегу, начать обратный путь… Нас разворачивало бортом к ветру, таскало от берега к берегу, и несколько раз мы черпнули воды. Милая наша, ласковая Тура сделалась строптивой и не уступала ни пяди расстояния. Наоборот, течение отодвигало нас всё дальше от дома.

Мы уложили жердь с парусом на дно лодки и по очереди принялись сосредоточенно грести против течения. Но судьба готовила нам новый удар: весло в моих руках подло хрустнуло и сломалось…

Добрались мы уже после заката. Знакомые не на шутку тревожились.

После того приключения мы все трое к лодке, казалось бы, охладели… Так и получилось, что наша парусная плоскодонка и вечернее путешествие босиком по всей Тюмени сделались как бы последними воспоминаниями детства…

РАЙОН ТЫЧКОВКА. ПРИСТАНЬ

20. Район Тычковка (район вблизи пристани, между улицами Осипенко, Свердлова, 25 Октября, Сургутской, Пристанской).
Старинный район Тюмени, возникший в XVIII веке, который был далекой окраиной, местом прибежища низов общества – воров, нищих, беглых каторжников. В конце XIX века Тычковка переживала экономический бум.

21. Пристань (на берегу реки Тура; к пристани вел Масловский взвоз).
Когда в 1885 году в Тюмень пришла железная дорога, город стал крупнейшим промышленным центром Западной Сибири. На конечном её пункте – речной станции «Тура» – появились пристани, выросли ряды пакгаузов и пристанских построек, часть из них дожила до наших дней. Пристань превратилась в самое оживленное и многолюдное место в городе. В настоящее время кварталы этого района оказались в самом центре города, это вполне благополучный городской район, где много новостроек.

СТАНЦИЯ ТУРА

Станция Тура
Здание железнодорожной станции Тура на пристани

22. Станция Тура (ул. Пристанская, 13).
Небольшая, одноэтажная, деревянная станция Тура построена в 1885 году, после многочисленных перестроек стала почти квадратной в плане. В настоящее время здание скрыто за забором, раньше к ней вел деревянный спуск напротив гостиницы Ковальского. Декоративное убранство отмечено влиянием псевдорусского стиля. Представляет ценность как единственное в Тюмени деревянное станционное здание с уникальным декором.
В 1885 году железная дорога прошла через окраину города. Её завершением у берега реки Туры стала железнодорожная станция Тура. Железнодорожная линия от станции Тюмень проходила по современной ул. М. Тореза (демонтирована в 1986 году к 400-летию Тюмени) до речной станции Тура, где заканчивалась тупиковая ветка железной дороги. Город стал узловым, а тупиковая железнодорожная станция и весь комплекс многочисленных складов, пакгаузов и железнодорожных путей многие годы сохраняли назначение важнейшей перевалочной базы. Здесь дорога заканчивалась, а пассажиры и грузы продолжали свой путь в Тобольск и другие сибирские города по воде.

В конце XIX и начале XX столетия в городе не было более оживленного места, чем район улицы Пристанской и здания конторы станции. На здании станции – скромная памятная доска о том, что в 1899 году здесь останавливался выдающийся ученый Д.И. Менделеев. Станцию посещали и другие знаменитые гости нашего города, почетные горожане Тюмени: изобретатель первого в мире радио А.С. Попов, генерал-майор, инженер Е.В. Богданович, адмирал К.Н. Посьет. На пристанционной территории был идеальный порядок, чистота, зеленые насаждения, удобные и безопасные с ограждениями дорожки для пассажиров.
Чуть дальше – грузовые причалы, краны, эстакады, кирпичные башни и водокачки… Внизу под обрывом лежали в несколько рядов рельсы, и по ним неспешно двигались маневровые паровозы. Толкали туда-сюда вагоны, платформы и цистерны. А между рельсами и откосом стоял коричневый домик с башенкой. Сверху видна была его крутая поржавевшая крыша. Это и была станция Река. К ней вела извилистая деревянная лестница.
Железная дорога у пристани.
Вверх идет улица Пристанская
Железная дорога у пристани. За паровозом видно здание ЖД станции «Пристань Тура»
Железная дорога у пристани
ПРАВЛЕНИЕ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ПАРОХОДСТВА
Правление Западно-Сибирского пароходства
Пароходы у пристани. Справа – здание правления «Товарпара»

Здание правления «Товарпара». Современный вид
23. Правление Западно-Сибирского пароходства (ул. Госпаровская, 3).
Двухэтажный дом у реки Туры – бывшее административное здание «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли» И.И. Игнатова. Дата постройки – примерно 1870 год. В здании размещалось правление «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли». Учредителями акционерного «Западно-Сибирского товарищества пароходства и торговли» были тюменские купцы. Раньше здание венчала башенка. С башенки и маленького балкончика диспетчеры наблюдали за пароходами, которые подходили к пристани. Внутри дома о его полуторавековой истории напоминают старая деревянная лестница, пол и чугунные колонны на первом этаже.

До недавнего времени в нескольких метрах от окруженного липами и дубами дома проходили рельсы, по которым вагоны с грузом подходили к пристаням и деревянным пакгаузам для разгрузки, здесь же сохранялась железнодорожная стрелка. До сих пор, когда река мелеет, можно увидеть мощные деревянные ряжи – бревенчатые основания для устройства пристани. С этой пристани отчаливали пароходы с грузом, пассажирами, а также с арестантами и солдатами.
Пристань Западно-Сибирского пароходства
Общий вид реки Туры и пристани
Дебаркадер пристани на Туре. На заднем плане – здание элеватора
Речной вокзал
Пароход «Ласточка» у пристани у здания правления «Товарпара»
Пароход «Иван Игнатов»

За домом виднелась корма высокой баржи, а к барже приткнулся грязно-белый пароходик с красными кругами на сетчатых перилах. На кругах надпись – «Хрустальный». Был он вовсе не хрустальный, а обшарпанный. Но все равно совершенно настоящий пароход. Он деловито посапывал. А по сторонам от пристанского дома – всё то, что создает живописность портовой жизни. Серый склад с громадной надписью «Не курить!», штабеля ящиков и бочек с рыбным запахом, мотки толстенного троса, вытащенный на берег катер и даже метровый якорь-кошка с четырьмя ржавыми лапами – он валялся в лебеде, как самая обыкновенная вещь… пароходик гукнул гудком и бойко зашлепал колесами вниз по течению.
Лестница, ведущая к пристаням на реке Туре

ЖЕЛЕЗНО ДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ

Здание вокзала со стороны города. Привокзальный скверик

Перед отъездом в Свердловск. 1956 г.
В привокзальном скверике
СПРАВКА 32
32. Тюменский железнодорожный вокзал (ул. Привокзальная, 22).
Вокзал был построен в декабре 1885 года на тупиковой ветке, соединявшей Тюмень с Екатеринбургом и Пермью. В 1912 году Тюмень была подсоединена к Транссибу. Современное здание комплекса железнодорожного вокзала Тюмени построено в октябре 1974 года. В 2003-2010 годах оно подверглось капитальной реконструкции и ремонту, которые полностью изменили его внешний облик.

Проект Урало-Сибирской железной дороги был разработан в 1866 году генералом от инфантерии Евгением Васильевичем Богдановичем, который за это был отмечен тюменцами званием первого Почетного гражданина Тюмени. В 1885 году было построено самое первое, небольшое кирпичное здание, точная копия здания вокзала в городе Камышлове, позднее побеленное снаружи.

Перед вокзалом, со стороны города, была устроена площадь с сиреневым сквером и фонтаном. В центре чаши фонтана, лежа на камнях, дремала олениха, а над ней в настороженной позе стоял олень с ветвистыми рогами.

Новое здание вокзала в 1974 году построили на месте этого сквера, а скульптурную группу оленей перенесли в один из пионерских лагерей недалеко от Тюмени.

В 2003–2010 годах здание вокзала подверглось капитальной реконструкции и ремонту, после которых оно стало намного просторнее, комфортнее и привлекательнее для гостей и провожающих.

За многолетнюю историю тюменского вокзала на нём побывало много известных личностей: писатели Антон Чехов и Михаил Пришвин; государственные и общественные деятели: Николай II с семьей отсюда проследовал в тобольскую ссылку; приезжали Михаил Калинин, Феликс Дзержинский, Леонид Брежнев, Дмитрий Устинов. В 1934 году на перроне вокзала тюменцы приветствовали спасенных с дрейфующей льдины «челюскинцев» и спасших их летчиков. В военный период на железнодорожный вокзал прибывали эшелоны с ранеными и эвакуированными, предприятиями и людьми, а также эшелон с саркофагом В.И. Ленина. Здесь был сформирован легендарный тюменский поезд-баня. В 1960-70-е годы вокзал принял первые студенческие отряды и бригады со всей огромной страны, направлявшиеся осваивать нефтяной Север.

В 1956 году с тюменского вокзала уехал Владислав Крапивин, уехал в Свердловск, где поступил на журфак Уральского университета и впоследствии стал известным детским писателем.